Форум » Театр » Рассказ о счастливой Москве (2007) » Ответить

Рассказ о счастливой Москве (2007)

Юлия: Вот,несколько фотографий,надеюсь,вам понравятся....

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Igorek: Спасибо за фотки, обязательно выложу на сайт как найду минутку =)

ayes: 2Юлия Спасибо за фотографии.

Almas: Рассказ о счастливой Москве „...она молча улыбалась от радости видеть своих товарищей и слышать музыку, возбуждающую ее жизнь на исполнение высшей судьбы...” В «Табакерке» играют «Рассказ о счастливой Москве» с Ириной Пеговой в роли красавицы-комсомолки Москвы Ивановны Честновой. Это маленький театральный шедевр от Миндаугаса Карбаускиса по неоконченному роману Андрея Платонова «Счастливая Москва». Москва 30-х действительно была счастливой — это с удивлением наблюдали со стороны многие иностранные гости столицы. Правда, у Платонова речь идет не о городе, а о девушке по имени Москва. У нее широкая душа, она мечтает перестроить весь советский мир, чтобы люди в нем были так же счастливы, как она сама. Москва трогательна и нелепа в своем ядовитого цвета кумачовом наряде, в кокетливой шляпке, украшенной красной звездочкой. Так же трогательны, нелепы и наивны представления молодой комсомолки о великих стройках, грандиозных планах и могучих свершениях родной страны, о которых она с горячностью рассуждает в приливе охвативших ее чувств. Кажется, трудно подобрать актрису более подходящую на эту роль, чем Ирина Пегова. «Розовая чистота», «цветущие пространства тела», находящегося «накануне женственной человечности, когда человек почти нечаянно заводится внутри человека»...От героини Пеговой так и веет здоровьем, теплом, любовью и счастьем такого масштаба, что им можно захлебнуться, стоит только подойти. И неудивительно, что мужчины — даже советские — влюбляются в нее с первого взгляда. Безвозмездно помогает ей любитель международной переписки Божко (Усольцев), рекламирующий неграм из Конго чудесную жизнь молодого СССР. Упорно сопротивляется чувствам хирург Самбикин (Куличков), уверенный, что Москва не будет ему верна: «не может она никогда променять весь шум жизни на шепот одного человека». И только изобретатель Сарториус (Яценко) не может противостоять обаянию Москвы. Привязанность к ней разрушает его жизнь и карьеру великого изобретателя. Да и судьба Честновой складывается трагически: получив травму на стройке метро, она становится безногой калекой и понимает, что, откладывая личное счастье на потом, упустила что-то важное, что-то необходимое… Чего теперь не вернуть. Распирающая ее изнутри великая сила молодости и необъяснимое желание свершений так и не оформились во что-то внятное ни у нее, ни у других героев, чья жизнь растворилась, по большому счету так и не состоявшись. Надо заметить, что «Рассказ о счастливой Москве» не провоцирует зрителей на тягостные раздумья. Напротив, в нем есть несвойственная Платонову жизнерадостность. Исходит она в первую очередь от молодых актеров, чей кипучий темперамент, азарт и энергия наделяют героев здоровой долей оптимизма. Актеры существуют в спектакле с удовольствием и даже наслаждением, исполняя по нескольку ролей, иногда стремительно «перескакивая» из одной в другую. Для них «Рассказ о счастливой Москве» это, прежде всего, возможность проявить свое зреющее мастерство и прикоснуться к редкому по силе литературному материалу. До «Москвы» любимой темой Карбаускиса была смерть — сейчас же он сделал спектакль о жизни и счастье, о бесконечных поисках и неизбежных провалах — короткий философский этюд, от совершенства которого захватывает дух. Режиссер-постановщик: Миндаугас Карбаускис. Художник-постановщик: Мария Митрофанова.Художник по костюмам: Светлана Калинина. Художник по свету: Сергей Скорнецкий. Помощник режиссера: Наталия Рыковская. Действующие лица и исполнители: Москва Ивановна Честнова - Ирина Пегова, Механик Сарториус - Иван Шибанов, Хирург Самбикин - Дмитрий Куличков, Виктор Васильевич Божко - Алексей Усольцев, Вневойсковик Комягин - Александр Воробьев, Девушка - Яна Сексте. Премьера — 29 апреля 2007 г. Продолжительность спектакля: 1 час 50 минут Спектакль получил две «Золотые маски» (2008): Миндаугас Карбаускис за режиссуру и Ирина Пегова за лучшую женскую роль. По материалам cайтов www.mxat.ru, www.timeout.ru Полезные ссылки: http://www.smotr.ru/2006/2006_tabakov_moskva.htm http://fomenko.theatre.ru/actors/past/pegova/9941/ http://www.mxat.ru/actors/pegova/10007/ http://www.mxat.ru/actors/pegova/10597/ http://www.mxat.ru/actors/pegova/11397/ http://www.mxat.ru/actors/pegova/10599/ http://www.mxat.ru/actors/pegova/10178/ http://www.mxat.ru/actors/pegova/10151/ http://www.mxat.ru/actors/pegova/ http://www.timeout.ru/theatre/event/1312/


Almas: Из спектаклей с Ириной Пеговой хотелось бы посмотреть конечно всё, но больше всего именно Москву...Оказывается, Золотая Маска в октябре 2008-го года привозила в Ригу Рассказ о счастливой Москве! Вот обидно-то, что я не была...

Almas: Мечты сбываются - побывала на Cчастливой Москве! Ничего лучше я в своей театральной жизни не видела - смотрится на одном дыхании, просто супер!!!!!! Очень сильный спектакль. Все без исключения актеры играли бесподобно, такие живые, полные энергии и энтузиазма - и Ирина, и Алексей Усольцев, и Яна Сексте, и все-все-все! Очень сложная у Ирины роль. Она была восхитительная и разная, настоящая "девушка-электричество": очень живая, любвеобильная, красивая...и драматически сильная. Всем советую посмотреть этот шедевр!!! Спасибо режиссеру, Ирине и всем актерам Больше пока не могу ничего написать про Рассказ о счастливой Москве - получаются одни эмоции и глупые восторги!

Almas: Видео с сайта Табакерки - Рассказ о счастливой Москве

Almas: Видеосюжеты о Счастливой Москве и интервью Ирины о роли и спектакле: Рассказ о счастливой Москве. Широкий формат с Ириной Лесовой. Героиня программы Ирина Пегова (26 Май 2007). Рассказ о счастливой Москве (Ирина Пегова). Рассказывают «Новости культуры» (19:46 03.05.07) Платоновская девушка Ирина Пегова. Об Ирине Пеговой рассказывают «Новости культуры» (12:23 04.06.07) Ирина Пегова в передаче "В главной роли" (1/2). Эфир - 11.09.2007 В главной роли у Юлиана Макарова. Ирина Пегова. Часть 2/2 Очень интересное интервью Ирины в "В главной роли"! Замечательная передача!!!

Almas: Фотографии из Счастливой Москвы:

Almas: Пресса о спектакле - «Рассказ о счастливой Москве». Постановка театра «Табакерка» по Андрею Платонову

Almas: И еще несколько фото из группы Миндаугаса Карбаускиса в контакте (click here)

Almas: PS Потрясающая фотография

dashenka: С нетерпением жду гастролей...

Almas: Курсовая работа Проблема счастья в романе А. Платонова «Счастливая Москва» Курсовая на тему Роль пролога в романе А. Платонова «Счастливая Москва» Бывают и такие курсовые работы)))

Almas: Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь» (Ведомости. Пятница, 27.04.2007) Ученица Петра Фоменко, молодая звезда МХТ им. Чехова, играющая роль Москвы Ивановны Честновой, отвечает на вопросы «Пятницы»: ... — Как вам дается образ новой советской «женственной человечности»? Скажем, можно ли сейчас произнести фразу «Любовь не может быть коммунизмом» так, чтобы зал не засмеялся? — Но ведь у Платонова прекрасный текст! Это серьезно, когда человек заражен какой-то идеей. Вот в Честновой все видят лишь тело, а ей другое нужно. У нее есть предчувствие какого-то настоящего наслаждения, настоящей жизни. Всегда. Она и на земле ни разу не была, она все время в облаках летает. Я прекрасно понимаю, почему люди мечтают о полете, сама во сне летаю постоянно, и это настоящее блаженство. Она цельный человек, который живет, открытый природе, любит воздух, землю, траву, — это мне очень близко. Она хотела жить просто для счастья, искала, искала его, ничего не нашла и умерла душой. Потому что, к сожалению, не там искала. Оно в простых вещах, счастье-то. — О чем получается спектакль, как вам кажется? — О том, что любовь, семейная жизнь, счастье — это труд. Чтоб счастливым быть, надо трудиться: идти на компромиссы, прощать…Да, Честнова вдохновляла людей, но, как только понимала, что не так что-то складывается, сразу «линяла». Не хотела вообще вникать в это. Я играю заблуждение — попусту растраченную жизнь. То есть не играю, а рассказываю: моментов «игры» в спектакле всего минут 10. Это у Карбаускиса принципиально. Вот мы рассказываем, рассказываем — в этом есть нагота, тут артист голый абсолютно: с обнаженными нервами и душой. А потом что-то начинаем играть — и этот переход должен производить сильное впечатление..."

Almas: РАССКАЗ О ШЕСТИ ПОМЕШАННЫХ - «Рассказ о счастливой Москве» (о прежнем варианте спектакля «ПТЖ» № 55(2009))

Almas: Очень понравилось выражение Марины Дмитревской в «ПТЖ» № 59(2010) - "...лунный Сарториус — Александр Яценко, столкнувшийся с Солнцем — Ириной Пеговой..."!

Almas: Мужество беспрерывного счастья… Автор: Валентина Елшанская Спектакль начинается еще до входа в зал. Если купить программку, то можно прочитать начало. Начало по Платонову – в той далекой, темной ночи. В городе, где началась Великая Октябрьская революция. Девочку звали Оля, она жила вместе с отцом и, наверное, в будущем своем тоже могла бы стать счастливой. Но это была бы совсем другая история… Ни для кого не секрет, что Карбаускис любит и умеет ставить прозу, причем прозу классическую и в большинстве своем не особо популярную. До этого в той же Табакерке были выпущены «Когда я умирала» по Фолкнеру и «Рассказ о семи повешенных» по одноименному произведению Леонида Андреева – спектакли, после которых он был признан лучшим режиссером среди своего поколения. В «Рассказе о счастливой Москве» Карбаускис остался верен себе. Роман о девушке-комсомолке со странным именем Москва Ивановна Честнова, мечтающей о счастье всего человечества, Андрей Платонов так и не закончил. Впервые опубликован он был в 1991 году и практически неизвестен широкой публике, в отличие от двух других его романов – «Чевенгур» и «Котлован». Вот и на этот раз для постановки на сцене театра Табакова режиссер Миндаугас Карбаускис написал собственную сценическую версию этого произведения. В инсценировке Карбаускиса авторский текст остается именно «рассказом» - актеры произносят его почти без изменений, от третьего лица, и от этого усиливается ощущение отождествления героями себя не как чего-то личного, а как части чего-то большого и общего. Но странным образом длинные, сложно сконструированные и трудные по восприятию монологи в спектакле превращаются в увлекающее своей простотой и лаконичностью действие. Платоновский язык, подкрепленный тонкими режиссерскими находками и блестящей игрой актеров, находит свой путь к сердцу зрителя, заставляя его сочувствовать и переживать, смеяться и радоваться, мечтать и с наивностью верить в светлое будущее, которое, как мы знаем, так и не случится… «Наш рассказ о счастливой Москве начинается с того, что вечером, в районном клубе комсомола, собрались молодые…» Черное гладкое дерево стойки гардероба, четыре профиля массивных вешалок с уходящими в темноту рядами серых шинелей, приглушенный, рассеянный свет… Гардероб как идеальная модель нового мира, где все четко структурировано, каждый элемент на своем месте и имеет свой «номерок», все посчитаны и выбиты на латунных табличках бездушными цифрами, как безымянные надписи на крестах. Как говорит один из героев – «все ведь учтено и записано: можно в полчаса глазами пробежать весь регистр населения и территории — с именем, отчеством, фамилией и основными данными характеристики», и «даже хорошо, что вся земля мала: на ней можно смирненько жить»… Художник Мария Митрофанова создает на сцене практически плоское, двухмерное пространство, больше всего напоминающее по духу кадр из старого советского фильма. Пространство, где все и всё на виду. Только сбоку на стойке рдеет ярким пятном букет самых «коммунистических» цветов – красных гвоздик, как красный флаг в самом известном кадре Эйзенштейна. Пожилой гардеробщик «с тайными вздохами внутреннего оскудения» развешивает оставленные вещи и рассказывает об этих молодых, увлеченных и талантливых людях, главная удача которых – родиться в нужное время. Гора бесцветной и однообразной одежды медленно редеет, занимая места в рядах себе подобных. «Сюда же пришла Москва Ивановна Честнова…» - и он улыбается счастливой улыбкой, прижимая к груди ярко-алую шинель. Красный. Новый. Советский. Цвет в этой монохромной картинке становится в буквальном смысле визуальным отражением причастности к меняющемуся ходу времени. Уныло-серый гардероб героев нет-нет, да и разбавится яркой деталью. В ком-то этого «нового» - на рубашку и брюки, в ком-то – только на трусы. Москва Честнова, как символ «тела и сердца нового человека», с ног до головы полыхает алым пламенем готовности к обеспечению всеобщего счастья. И только «деклассированный элемент» - вневойсковик Комягин - под истертым временем пиджаком обнаруживает рваную, полинялую желтую майку – он единственный, в ком нет места радости будущего, есть только разочарование прошлым и приспособлинечество к настоящему. Люди новой страны… Кто они? Главная героиня появляется из детства – бережно складывая маленькую шинель, из которой давно выросла, и прижимая к щеке крошечные красные варежки она рассказывает о сиротском беспризорном прошлом девочки Оли и начале ясной и сознательной жизни Москвы Ивановны Честновой, мечтающей «жить обыкновенно, со счастьем». И это ее желание и стремление выражается во всем ее облике – широко распахнутых глазах, с ожиданием и интересом смотрящих на окружающий мир, алом платье, развевающемся как знамя нового времени. И она ищет. Ищет себя, ищет свое место в этой огромной стране, свое высокое предназначение, но вместо этого переворачивает судьбы людей на своем пути. «Она любит огонь дров в печах и электричество, но так, как если бы она сама была не человеком, а огнем и электричеством…» Даже вневойсковик, увидя ее воскликнет: «Господи! Это же настоящая красная армия!» И в этот огонь, полыхающий алым жаром беспрерывного воодушевления на фоне буднично-серой действительности, влюбляются поголовно все мужчины, но никто не может направить это вольно бушующее пламя в конкретное русло… Как скажет в романе один из героев: «Есть вещи, которые уничтожают все – это вы». Виктор Васильевич Божко выходит из темноты ночного бульвара между двумя рядами вешалок и садится на скамейку рядом с Москвой. Он – второй «новый» человек этой страны, в нем тоже так много алого… Он тоже ищет и верит, но по-другому. И он будет учить на свои деньги Москву, устраивать личное счастье Сарториуса и Лизы, решать проблему с электричеством в тресте гирь и весов, а проблему весов - в стране… Потому что «Божко сам себя ощущал небольшим человеком, поэтому для счастья его всегда хватало материала». Тихий, робкий, чуть заикающийся, когда дело касается его самого и уверенно-настойчивый и счастливо-восторженный в делах общественных, он ищет счастья, дружбы и верного чувства, но не хочет бороться за них. Любовь Москвы так и остается для него «единственным счастьем теплоты человека на всю жизнь». На сцене всего шесть актеров, но какой широчайший диапазон образов удается им воплотить. Почти каждому приходится примерять на себя по две-три роли, но даже самые небольшие из них сыграны ярко и пронзительно. Секунда – и вместо Комягина – жалкого, немощного и нервно трясущегося, перед нами пожилой управдом, спокойно и уверенно покуривающий сигарету. Для этого перевоплощения Александру Воробьеву достаточно просто скинуть истлевшее от старости пальто – и перед нами совершенно другой человек. Москва Честнова растворяется в прошлом… Ирина Пегова надевает кокетливые очки и модную шляпку - и появляется французская комсомолка Катя Бессонэ. Так же пылающая алой шинелью и так же бессознательно и «не специально» ломающая чужие судьбы. Отдельно хочется отметить незабываемые образы, созданные Яной Сексте – потрясающей характерной актрисой. Ее нервная, заикающаяся, «несчастная от скромности» машинистка Лиза, с исступлением подпиливающая ногти и рассуждающая о том, как бы «безболезненно испортить внешность» своему жениху, чтобы он не бросил ее, а затем с жадностью голодного человека накидывающаяся на брошенную к ее ногам серошинельную «роскошь», неизменно вызывает аплодисменты. И вот она же – гражданка Чебуркова. Несчастная, тихая, сгорбленная, убитая горем от потери сына и предательства мужа и превратившаяся практически в старушку… Заполучив второго мужа, она сначала медленно расправляет плечи, а затем начинает яростно защищать и оберегать вновь обретенное семейное счастье. Счастье… Так часто и с упоением произносится это слово. У всех героев оно какое-то свое, личное и общее одновременно. Виктор Васильевич Божко под бодрый Марш энтузиастов, захлебываясь от восторга, пишет «письма всему заочному миру, созывая людей к участию в социализме», а ночью тоскует и плачет оттого, что сердце единственной девушки «может летать в воздушной природе, но любить его не может». Москва Честнова откладывает свои интересы до более дальнего будущего, «в одиночестве наполняя весь мир своим вниманием». Для хирурга Самбикина «привязанность к Москве превратилась в умственную загадку, и он сознательно отошел от нее, чтобы решить проблему любви в целом», полностью сконцентрировавшись на работе и разрешении разгадки тайны жизни. Эти новые люди настающей эпохи пытаются найти и построить общее, «новое» счастье – счастье для всего человечества, забывая о себе и отвергая любовь, которая «не может быть коммунизмом». И только Сарториус ради любви «забывает свою славу механика, которая могла стать всемирной» и идет работать простым инженером в богом забытый Трест весов и гирь. «Внутри его тайно ото всех встретились и сочетались два чувства — любовь к Москве Честновой и ожидание социализма» - пишет Платонов. И именно это принесло свои плоды – ему все-таки удалось решить проблему всесоюзного масштаба. По большому счету, Самбикин добивается успеха в своих опытах тоже лишь тогда, когда, движимый любовью к Москве, решает от безысходности испытать на ней свое новое средство и не дать ей умереть. Но Карбаускис почему-то опускает этот факт в своей инсценировке… Вообще, если рассматривать трактовку героев в рамках спектакля, то складывается ощущение, что режиссер целенаправленно немного идеализирует их, но в то же время очень жестко судит за каждый «неверный» шаг. Так, например, его Москва больше похожа на примерную комсомолку из советских фильмов – ищущую, мятущуюся, торопящуюся в светлое коммунистическое будущее и в своем стремлении сметающую все на своем пути. Но в ней гораздо меньше безрассудности и авантюризма, чем в Платоновской героине – такая девушка ни за что бы не закурила в воздухе, поджегши собственный парашют… Однако, чем «выше» режиссер ее возносит, тем больнее заставляет падать. Девушке, умеющей влюблять в себя все человечество, но не умеющей просто любить конкретного человека, он не дает возможности осуществления заветной детской мечты - «жить обыкновенно, со счастьем». «Обыкновенно» у нее не получается… Сначала она именно так и пробовала – бессознательно искала свое будущее и даже вышла замуж, но только «почувствовала томящий стыд своей жизни». В своем откровении она говорит Сарториусу: «Сколько я ни живу, а жизнь со мной никак не сбывается, как я хочу». А чего она хочет для себя? Ничего… Вот и не складываются у нее отдельные моменты в единую картинку – она не знает, какой должен быть конечный результат, и по большому счету – не хочет об этом задумываться, ища забвения и упоения для своего блуждающего сердца в утопическом светлом будущем… У Платонова в тексте есть такая фраза – «И Москва решила – Сарториуса больше не любить». Карбаускис дописал: «И вы знаете – она снова стала счастлива». Любить – это труд, любить – это мужество, любить – это как раз то, что она не умеет – «променять весь шум жизни на шепот одного человека». Ее счастье для режиссера – в отсутствии любви, очень призрачное счастье, которое она сама себе придумала… Самый спорно прочитанный в романе образ – хирург Самбикин. За свой главный «проступок» - дважды отказ от любимой женщины и, фактически, предательство любви – он в режиссерской версии «расплачивается» всей своей биографией… И нет в спектакле отчаянных и бесплодных усилий спасти детскую жизнь, нет человека, вытащившего с «того света» любимую женщину, выхаживающего ее, как ребенка, и фактически поставившего на ноги… Есть человек-скальпель, сначала излагающий теорию и вскрывающий трупы, чтобы найти тайну жизни, а потом ампутировавший ногу Москве Честновой. Он уходит в никуда и ни с кем… Потому что если человек способен предать свое чувство – он не достоин счастья. «А потому что все это так и быть должно!» - в очередной раз констатирует Груняхин-Сарториус, перекрикивая нервно надрывающуюся скрипку и даже не пытаясь увернуться от побоев жены. В конце концов, любое «личное счастье», даже без любви, окажется ценнее абстрактного «общечеловеческого» и каждый из героев получит его «кусок» – тело человека рядом... Божко – Лизу, Груняхин - «любящую, единую жену» гражданку Чебуркову, и вроде бы все довольны, и можно «смирненько жить» на этой земле, затерявшись в однообразной, серой и безликой толпе... Потому что если в начале рассказа полыхала в каждом из них живая искра алого ожидания, то, чем ближе к концу, тем меньше цвета и радости жизни остается у героев. Только Москву Честнову режиссер оставит лежать безногой калекой на груде грязных шинелей, размазывающей слезы по щекам и воющей в пустоту: «Хочу быть счастливою…». В мечущемся свете одинокой лампы она будет стирать последнюю алую черточку со своего лица – ярко-красную помаду и отбиваться деревянным костылем от того, что выбрала сама… Страшная сцена… Платонов в этом смысле был более гуманен и «отпустил» свою героиню в дальнейшую и, возможно, действительно лучшую жизнь. Карбаускис не дал ей такого шанса. Он поставил свою точку в ее – таком сомнительном – счастье. Стучат по стойке номерки, суетятся люди, принимая и выдавая пальто – один пришел, другой ушел… Ничего не меняется вокруг. И лишь на детской шинели снова болтаются красные варежки – в сердце ребенка продолжает жить надежда построить-таки светлое будущее, не смотря на то, что «сам он пережил уже гораздо больше»… И на это впереди у него – целая жизнь. Потому что, как писал Платонов, «человек еще не научился мужеству беспрерывного счастья - только учится»…

Almas: Прочитав эту работу, словно еще раз посмотрела спектакль...и очередной раз поняла что-то важное. Спасибо, Валя!!!

natali : Сходила сегодня ( 19 декабря) на "Рассказ о счастливой Москве" Табакерка. Настолько сильный спектакль, что все мои эмоции были оставлены в кресле театра. Не зря И.Пегова получила "Золотую маску" за роль Москвы Честновой. Девушка , которая несет в себе счастье. Девушка , которая как электричество сшибает всех наповал, ведь даже прическа у нее постоянно была вздыблена вверх. Девушка, которая хочет быть счастливой настолько, что бросает каждого на своем пути, боясь упустить счастье. Она считает, что счастье не тут не с этим человеком в любви, а где-то далеко. Потому она меняет много профессий: она и летчица, и партийный работник, и пойдя на слоган, как мышка на запах сыра " всем народом строим метро", бросает все и летит туда. Думая что там есть, то самое большое счастье. Но именно метро, делает ее несчастной, именно метро,рушит ее жизнь, так и не достигнув счастья.,обрывается ее жизнь. Оно просто ее уничтожает, забирая часть ее, в несчастном случаи ( она остается без ноги) И оказывается она в жутких условиях жизни , в каморке, в которой нет света, где очень мерзко и жутко. только там она может просуществовать оставшийся дни своей жизни.Когда Москва издает жуткий вой, душераздирающий крик , который заставил меня закричать вместе с ней от этой жуткой жизни., от беспомощности. Где уже нет ничего, нет радости. Нет самого главного СЧАСТЬЯ!!!!!! В этом темном мире, ее смог принять только старик Комягин, который живет для того, чтобы скорее разбогатеть и умереть, и чтобы ему не было скучно он просит Москву его как-то вздернуть, на что Москва хватает свою деревянную ногу и начинает ее бить во все стороны, каждый удар, отдается эхом в нем, она ударяет и себя , а главное свою жизнь. Для меня после ее раздирающего душу крика, и выкрика,что она хочет быть СЧАСТЛИВА, все остальное отходит на второй план, насколько сильный это момент. Декорации выше всяких похвал, огромный гардероб, с огромным количеством серых пальто, но только у Москвы оно красное, яркое. Ведь она в начале яркая, эмоциональная. девушка в которой течет кровь и так сильно бьется сердце, что на его удары попадаются все мужчины. Насколько тонко, показаны вожди. Через шапку и пальто, герой заходит и узнает "Ленина или Менделеева" Музыка 30-х годов, которая окунает нас в эту атмосферу коммунизма, через профессии, жизненный выбор, через имена, ведь имя МОСКВА, гремит. Этот спектакль занял достойную нишу возле таки великих спектаклей, как "Соло для часов с боем"и др. Браво. ! Извините за детские слова может быть, но это эмоции.

Almas: Спасибо, Natali, за отзыв! Я тоже до сих пор помню этот душераздирающий крик Москвы Ивановны... и весь спектакль. Настолько сильно...

Almas: "...лунный Сарториус - Александр Яценко с Солнцем - Ириной Пеговой..." PS фотки из жж. Спасибо огромное, enginiger!

Almas: click here - Небо в алмазах. «Рассказ о счастливой Москве» (Театрал, 1 Июня 2007)

Almas: click here - Женщина-электричество имеет право на счастье (Вечерняя Москва, 15 февраля 2012) Героиня Ирины Пеговой уверена, что счастье не в любви. Спектакль о поисках счастья и невозможности его найти, так как по мнению героев оно возможно только при всеобщем счастье, а это уже утопия. Девушка, выросшая в детском доме, — Москва Ивановна Честнова, к удивлению, лучится счастьем и радостью жизни. Ее оптимизм и энергия не могут оставить равнодушным ни одного мужчину, встречающегося ей на пути. Однако ответить взаимностью на их чувства Москва не может, потому что это означало бы лишиться части впечатлений, которые она может получить от жизни. В трудной прозе Андрея Платонова режиссер старался найти ответ на вопрос «Что такое счастье?», но, видимо, оно крайне редко встречается… «Рассказ о счастливой Москве» принес режиссеру Миндаугасу Карбаускису и актрисе Ирине Пеговой «Золотую маску». Как отмечают некоторые театральные критики, постановка далеко не рядовая, а во многом подведшая итог всему, что делал режиссер предыдущие несколько лет. РАССКАЗ О СЧАСТЛИВОЙ МОСКВЕ «Чистые пруды» Ул. Чаплыгина,1а Театр п/р О. Табакова Режиссер Миндаугас Карбаускис В ролях: Ирина Пегова, Иван Шибанов, Дмитрий Куличков 22 февраля 600 2500 19:00

Almas: ГАСТРОЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (АПРЕЛЬ'2012) 21 апреля - "Рассказ о счастливой Москве" (в Малом драматическом театре Европы) PS Даша, кое кто почти дождался.... остался ровно месяц))) Эх, жаль, что в Ригу не везут второй раз счастливую Москву...:(

natali: Я во ни как второй раз не могу в Москве попасть, в неудобные дни ставят!!! когда я работаю до позднего вечера...((

Almas: В апреле счастливой Москвы вообще почему-то нет(( PS В Москве нет, но зато есть в Питере!

dashenka: Давайте все в Питер!!!

Almas: Ой смотри))) а ну как правда приедем)))))

natali: ..Давайте все в Питер!!! ехехехх я бы огромным удовольствием. Но я иду 25 мая у нас))

natali: Да кстати такая вот красота висит возле входа в " Табакерку"

dashenka: Потрясающий спектакль!Сложно подобрать слова!Наверное здесь правда место одним эмоциям!Даже читая Платонова,восхищают не события,а скорее язык,которым он описывает события,эмоции,жизнь людей...Наверное этот спектакль не для широкой публики,не каждый его поймет...хотя что там понимать-надо прочувствовать! Ирина молодец!Такая зажигательная,яркая...такая разная!Пережить и показать столько разных чувств и эмоций на сцене!Видно,как она выкладывается на сцене!Когда дарила Ире цветы на поклонах,как горели ее глаза,сколько позитива она излучает!Очень хочу,чтобы ее глаза так горели от счастья не только в театральной жизни))) Вообще все актеры молодцы!Спасибо режисеру за такую постановку...проза,да еще Платонов...А декорации...как они четко передали то время! Я рада,что увидела это спектакль именно в Петербурге)))

Almas: Спасибо, Даша за отзыв))) Обожаю читать впечатления других людей о счастливой Москве (особенно хорошие и которые совпадают с моим мнением это шутка - разные) А глаза у Ирины точно горят и излучают столько всего, что хочется приходить на ее спектакли снова... и дарить цветы))) чтобы хоть как-то поблагодарить её за талант!!!

Almas: Ps Наташ, обрезала твою фотку.. немного поближе стало!

Almas: ИЗ ДНЕВНИКА ГАСТРОЛЕЙ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА-СТУДИИ П/Р ОЛЕГА ТАБАКОВА В ПЕТЕРБУРГЕ - click here Андрей Платонов РАССКАЗ О СЧАСТЛИВОЙ МОСКВЕ Премьера — 29 апреля 2007 года Спектакль удостоен двух высших театральных наград страны. Премию "Золотая маска" получили режиссёр Миндаугас Карбаускис и Ирина Пегова – исполнительница главной женской роли. Тридцатые годы ХХ века. Молодые советские люди свято верят в новую жизнь, в скорое наступление всеобщего благоденствия и счастья. Они вдохновенно трудятся, изобретают, творят и, конечно же, любят. Да, советская пропаганда сильна, но реалии жизни гораздо сильнее. Герои спектакля неминуемо сталкиваются с этим, и наступает крах. Невозможно выстроить счастье для отдельного человека, когда вокруг столько несчастья и страданий. Спектакль с нежной трогательностью и любовью к людям прослеживает печальные судьбы обманутых временем героев – детдомовки Москвы Честновой и талантливого инженера-изобретателя и механика Сарториуса. В ролях: Ирина Пегова, Иван Шибанов, Дмитрий Куличков, Алексей Усольцев, Александр Воробьев, Яна Сексте. ПЕРЕД СПЕКТАКЛЕМ из беседы с одним из ответственных работников Театра-студии, сопровождающих театр во время гастролей, начальником редакционно-издательского отдела Филиппом Резниковым. – Филипп, первый вопрос традиционный – гастрольная программа. Чем продиктован выбор конкретных спектаклей для показа в Петербурге? – Свои юбилейные гастроли в вашем городе мы начинаем с показа премьерного спектакля "Дьявол", являющегося, на наш взгляд, очень интересной работой. Что касается спектаклей "Старший сын", "Рассказ о счастливой Москве", "Лицедей", "…Женитьба Фигаро", "Чайка" – это спектакли, которые постоянно ездят на гастроли, на них всегда есть спрос. Критерий такой: мы показываем в других городах те спектакли, которые считаем лучшими.

Almas:

natali: Ps Наташ, обрезала твою фотку.. немного поближе стало! Непрощу!!!!!! Ни когда !! ааххааххаахах Дашечка, такие лучистые глаза у нее всегда. Она просто сшибает своей энергетикой. Я очень рада за тебя что ты сходила, и мне самой этот спектакль дал многое. А особенно атмосферу и актерскую игру. Он сложный . поэтому его не каждый сможет понять. Но прихожу к мнению люди которые любят Платонова и не только, а просто понимают его энергию, мысли и атмосферу творчества, тем этот спектакль безумно нравиться.

Almas: Премьера "Рассказа о счастливой Москве" состоялась - 29 апреля 2007 года... С юбилеем всех!!!

Almas: click here - Самые интересные женские персонажи на московской театральной сцене в мае. Ирина Пегова – Москва в спектакле «Рассказ о счастливой Москве» Театре п/р О. Табакова Ирина Пегова – актриса уникальная. Она может висеть на люстре вниз головой, и вам будет казаться, что так и нужно. Пегова настолько естественна, что, кажется, может переиграть на сцене даже кошку или ребенка. Такой сумасшедшей, животной способностью оправдать любые сценические обстоятельства из современных актрис обладает, пожалуй, только Ирина Муравьева. Они и по органике похожи, если приглядеться: обе настоящие кустодиевские красавицы. В спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве» по одной из самых депрессивных повестей Андрея Платонова Пегова играет главную героиню: ту самую счастливую Москву, которая в конце спивается настолько, что ее узнать нельзя. Ту самую, которая потерялась в 20-е годы, выросла в детдоме и потом, заряженная идеями светлого будущего коммунизма, пытается быть счастливой, и других людей делать счастливыми. И такой мрак наступает в результате... Нет! Ни лагерей, ни пыток, ни войны. Другое: внутренняя, природная неспособность человека быть счастливым – вот что исследует Платонов, а вслед за ним и Карбаускис с Пеговой. Неизбывное и бесконечное, как вселенная, одиночество каждого из нас, такое огромное, что каждая наша влюбленность и попытка сблизиться с другим лишь увеличивает его. И даже такая красивая, вся в ямочках, пружинящая от ощущения переполняющей ее жизни Москва-Пегова обречена некрасиво сгинуть под кучей тряпья, как самый красивый букет обречен стать пожухлой ветошью. Но, несмотря на беспросветный финал, все, что было до него – метания, влюбленности, мысли, чувства этой простой, как летнее утро женщины, которая создана для счастья, сыграны Пеговой упоительно. Внятно и ярко – так сильно, что забыть ее героиню невозможно. Ведь такой сгусток позитивной энергии, какой несет в себе Москва-Пегова, даже не в каждом маленьком ребенке найдешь.

Almas: Всё бы ничего в этом мнении.. прекрасно описана игра Ирины.. Только вот не думаю, что Счастливая Москва - "одна из самых депрессивных повестей Андрея Платонова".. и то что "Москва в конце спивается настолько, что узнать нельзя"...

Almas: click here - X Фестиваль театров малых городов России стартовал в Лысьвенском театре драмы имени Анатолия Савина. Настоящим же подарком лысьвенскому зрителю и гостям города стал гостевой спектакль Московского театра под руководством Олега Табакова. Зрители услышали «Рассказ о счастливой Москве» по Андрею Платонову, именно этот спектакль принес Миндаугасу Карбаускису и Ирине Пеговой «Золотую Маску».

Almas: click here - Театральный портрет России создают в Лысьве Еще одна традиция этого фестиваля — показ спектакля, который за время своего существования заслужил право называться художественным произведением и способен являться как для зрителей, так и для артистов неким эталоном. На этот раз в Лысьву приехали артисты прославленного Театра-студии под руководством Олега Табакова. При полном аншлаге, а в финале бурных овациях и криках «Браво!» они представили знаменитый спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве» по произведению Андрея Платонова. click here Завершался первый фестивальный день спектаклем театра под руководством Олега Табакова. «Рассказ о счастливой Москве» пришелся по вкусу уже искушенному лысьвенскому зрителю. Своим спектаклем актеры дали зрителям и участникам фестиваля своеобразный мастер-класс. Профессиональная игра актеров и блистательная Ирина Пегова в роли Москвы Честновой поразили публику. Актеров вызывали на бис четыре раза.

Almas: click here - О многомерности в одномерном. Андрей Платонов на московской сцене “Рассказ о счастливой Москве” Миндаугаса Карбаускаса, вне всякого сомнения, относится к числу лучших постановок Платонова. С “Коровой” Крымова этот спектакль роднит разве что камерная форма. Оба умещены в одно действие и идут в малых залах. На камерность постановки Карбаускаса недвусмысленно указывает ее название. Неоконченный платоновский роман режиссер превратил в эстетически завершенный рассказ. Сжатие происходило за счет сокращения числа тем и мотивов, но не в ущерб общему смыслу текста. В отличие от Крымова, Карбаускас сохраняет теснейшую связь с литературным первоисточником. Для платоновской картины мира важно ощущение неполноценности и дисгармонии, испытываемое одиноким, заключенным в собственную скорлупу человеком, и томящее его желание выйти за пределы своего “я”. Так, Москва Честнова мечтает быть силой, обслуживающей и обустраивающей всеобщее бытие. А талантливый механик Сарториус, измученный душевной болью, отказывается от себя: купив на рынке паспорт работника прилавка Ивана Груняхина, он постепенно перевоплощается в этого трудолюбивого, покорного судьбе и, в общем-то, заурядного человека. В спектакле Карбаускаса размышления Платонова об относительности понятия личности, его текучести и подвижности переданы через метафору гардероба, где и происходит действие “Рассказа”. В узких проходах между бесконечными рядами вешалок герои встречаются и расстаются, любят и страдают, мечтают о лучшей жизни и пытаются преобразить мир. Как это нередко бывает в современных постановках, каждый актер исполняет несколько ролей, и для перевоплощения в новый образ, оказывается, достаточно всего лишь переодеться. Платья, шинели и пальто становятся у Карбаускаса символами характера, социального положения, судьбы. Все это при желании может быть перекроено, даже снято (или, как в финале спектакля, вызывающем устойчивые ассоциации с советским прошлым, обменяно на номерки). Другой вопрос – и у Карбаускаса, и у Платонова он остается открытым, – что даст героям такая “перекройка”. Висящие в мировом гардеробе пальто одинаковы. У Карбаускаса они пугающе безлики и бесцветны; кажется, что сцену захлестывает грязноватая серость. На ее фоне алыми маками проступают платье и кокетливый берет Москвы Честновой. Цвет крови и страсти – это, вне всякого сомнения, цвет счастливой Москвы в блестящем исполнении Ирины Пеговой. В мир планов и концепций она приносит пьянящее очарование молодости, здоровую и потому прекрасную телесность. Москва – сама жизнь, потому и тянутся к ней – бессознательно, как к теплу или свету, Божко и Комягин, Сарториус и Самбикин. Правда, естественный порыв к личному счастью у них гасится грандиозными планами служения человечеству, великими идеями и идеалами. Да и сама Москва вечно рвется ввысь и вдаль; ей мало любви, которая “не может быть коммунизмом”. Этим наивным прекраснодушием герои романа, в общем-то, и дороги Платонову. Его любимые персонажи всегда открыты миру, неуспокоенны. В отличие от, например, вневойсковика Комягина – человека талантливого и неглупого, во многом близкого автору, но пассивного, замкнутого, равнодушного к всеобщей роевой жизни, а потому описываемого в романе со скептицизмом и легкой неприязнью. Участь Комягина незавидна, но и правда Москвы Честновой относительна. С юношеским максимализмом она отказывается от того немногого, что может предложить серая действительность. Будущее (которое едва ли оправдает возложенные на него ожидания) поглощает несовершенное, но теплое настоящее. Идеи, всегда относительные, не оставляют места для чувств – абсолютных, прекрасных. Вечная ошибка молодости, стремящейся к большому далекому и не умеющей ценить малое близкое. У Платонова и Карбаускаса это вызывает грустную улыбку. Спектакль Карбаускаса лишен и развлекательности, и усложненной абстрактности. Он человечен. В романе Платонова режиссеру удалось вычленить личные переживания. Движения души (писателя, постановщика, актера) составляют сердцевину постановки. Как уже не раз упоминалось, Платонова непросто услышать и понять. Огромная заслуга Карбаускаса состоит в том, что он позволяет каждому из зрителей его почувствовать.

Almas:

Almas: В новом сезоне ввод нового исполнителя на роль Хирурга Самбикина. Вместо Дмитрия Куличкова - Миллер Евгений.... Основной состав спектакля Москва Ивановна Честнова - Пегова Ирина Механик Сарториус - Шибанов Иван Хирург Самбикин - Миллер Евгений Виктор Васильевич Божко - Усольцев Алексей Вневойсковик Комягин - Воробьев Александр Девушка - Сексте Яна http://www.tabakov.ru/performances/moscow/?openchar#characters

Almas: Дмитрий был замечательный в этой роли.. Каким теперь будет спектакль?!

Almas:

Almas: click here - Рассказ о счастливой Москве» стал первым спектаклем, открывшим 27-ой театральный сезон в Табакерке. «Платонов не был индивидуалистом, ровно наоборот: его сознание детерминировано массовостью» — именно так Иосиф Бродский еще в 1973 отзывался о классике. Сегодня, спустя четыре десятилетия, эти слова по-прежнему актуальны. Как, впрочем, и сама постановка, за которую Карбаускис и Пегова – оба ученики Петра Наумовича Фоменко — получили Национальную театральную премию «Золотая маска». А Ирина, вдобавок, стала лауреатом «Хрустальной Турандот». романе «Счастливая Москва» Платонов был скуп на диалоги. Обыграв замысел писателя, актеры сами озвучили авторский текст. Словно отойдя в сторону, рассказали о себе в третьем лице. Это довольно-таки интересное решение режиссера, которое позволяет актеру иначе прожить образ и посмотреть на своего героя с разных сторон. Наблюдательный зритель может заметить еще одну отличительную особенность постановки. В спектакле используются только 3 цвета: черный, красный и серый. Минимальные декорации, одежда, аксессуары, цветы – всё выполнено именно в этих тонах, напоминающих о контрастах людских характеров и судеб. Новым оказался не только сезон, но и актерский состав. Роль хирурга Самбикина впервые сыграл Евгений Миллер. В 2007, когда он был принят в труппу, за его плечами остался не только московский Театр им. Н.В. Гоголя, но и новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Там же, кстати, играл и Иван Шибанов, исполнивший роль механика Сарториуса. Москвой Ивановной Честновой стала Ирина Пегова. С бешенной энергетикой, горящими глазами, детским задором, харизмой и непосредственностью она, как верно назвал её Платонов, словно выросший ребенок: «Я раз видела одну женщину, она прислонилась лицом к стене и плакала. Она плакала от горя — ей было тридцать четыре года, и она горевала по своему прошлому времени так сильно, что я подумала — она потеряла сто рублей или больше». Сама актриса так характеризует свою героиню: «К сожалению, в ней нет открытости к людям, она эгоистка. Спектакль Карбаускиса — о том, что любовь, семейная жизнь, счастье — это труд. Чтоб счастливым быть, надо трудиться душой: прощать, идти на компромисс. А Честнова не хотела тратиться на это. Как только чувствовала, что не так что–то складывается, сразу «линяла». У нее было предчувствие какого–то настоящего наслаждения, настоящей жизни. Всегда. Она ее искала, искала, ничего не нашла и умерла душой. Но она не там искала. Оно в простых вещах, счастье–то. Я играю заблуждение — попусту растраченную жизнь». А, может, к таким вот «Честновым» надо относиться более лояльно? Может, для начала стоит принять несовершенство каждого из нас? Ведь даже Платонов в своем незаконченном романе это признавал: «Человек еще не научился мужеству беспрерывного счастья — только учится». Ольга Абакумова

Almas: Отрывки из спектакля М. Карбаускиса "Рассказ о счастливой Москве". Видео с сайта Табакерки.

Almas:

Almas: "Рассказ о счастливой Москве" - рассказ о девушке с «громким сердцем» Ближайшие спектакли в Театре п/р О. Табакова 24 марта, 2 и 27 апреля. *Фото из Инстаграма Театра Табакова https://instagram.com/teatr_tabakova/ * Подробнее о спектакле http://irinapegova.ru/theatre/rasskaz-o-schastlivoj-moskve… ‪#‎театр‬ ‪#‎пегова‬ ‪#‎иринапегова‬ ‪#‎карбаускис‬ ‪#‎рассказосчастливоймоскве‬ ‪#‎платонов‬ ‪#‎андрейплатонов‬ ‪#‎театртабакова‬ ‪#‎табакерка‬ ‪#‎золотаямаска‬

Almas: О гастролях в Ульяновске. "Ульяновские зрители убедились: «Золотую маску» получают спектакли, которые побуждают мыслить, чувствовать, размышлять, страдать. Спектакли, которые доказывают - душа обязана трудиться. Ради этого обнажают сердца и души актеры. Спектакль-прививка В «Рассказе о счастливой Москве» по Андрею Платонову играют актеры, хорошо известные по участию в популярных фильмах и сериалах. Но то, что великолепно сыграли на сцене Ирина Пегова, Яна Сексте и Евгений Миллер, так не походило на их сериальные роли. Спектакль принес режиссеру Миндаугасу Карбаускису и Ирине Пеговой «Золотую маску». Этот спектакль о том, как практически во все времена люди обманываются лозунгами. О том, как люди продаются и покупаются и все это приводит к горьким вещам. И сейчас происходит то же самое. Настоящее счастье невозможно без счастья всеобщего. Невозможно устроить собственную жизнь тогда, когда вокруг все неустроено. Это прекрасно понимают и Москва Честнова, девушка с «громким сердцем», и многие персонажи Платонова, для которого эта мысль стала основополагающей в творчестве. - Для меня этот театр - настоящая драгоценность, я его очень люблю, - признается актриса МХТ имени Чехова Ирина Пегова. - Раньше я играла здесь в «Дяде Ване». И вот вернулась. Сам текст Платонова, те мысли, которые мы транслируем в зал, все это не похоже на то, что я обычно делаю в театре. Я люблю, ценю и дорожу этим спектаклем. И не хочу, чтобы это заканчивалось. Мне кажется, от года к году роль и спектакль должны быть все лучше, все глубже, все интереснее. Наверное, это роль на вырост, которая, как хороший коньяк, будет с годами настаиваться, настаиваться, настаиваться. А с героиней мы так похожи желанием любви, желанием счастья... - Когда Миндаугас собирался ставить спектакль, мы летели с гастролей из Бразилии, - дополняет Яна Сексте. - Он дал мне «Счастливую Москву» и сказал: «Прочти». Тогда мы с Ирой были знакомы только на уровне «здравствуйте». Когда прочла, первое, что я ему сказала: «Это Пегова». Он не послушал, репетировал полгода с другой актрисой, мы говорили ему, что он ошибается, он не воспринимал. А потом за месяц до премьеры понял, что все были правы, и сказал: «Давайте Пегову!». Когда мы начали читать эту вещь Платонова, были на грани паники, отчаяния, потому что это сложно понять, проследить мысль, ты не можешь даже ухватить предложение. Но вместе с режиссером очень медленно, поступательно «расчищали» предложения, докапывались до сути. И сейчас нам кажется, что это очень естественный, простой язык. А зрителям приходится непросто. Это тот спектакль, на который приходят не расслабляться, а работать вместе с нами, вместе дойти до каких-то серьезных мыслей. - Этот спектакль - как прививка, - считает Пегова. - У меня есть знакомые, которые никогда не были в театре. Важно, на какой спектакль человек попадет первый раз в своей жизни. И я всегда называю «Счастливую Москву». Знаю, придет - и влюбится в театр, поймет, зачем он нужен, и уже не сможет без него обойтись. Татьяна ФОМИНА Ульяновская правда, Народная газета от 16 сентября 2015 г." http://ulpravda.ru/news/news-18622 *Фото из Инстаграма Театра п/р Табакова: https://instagram.com/teatr_tabakova/ ‪#‎рассказосчастливоймоскве‬ ‪#‎табакерка‬ ‪#‎гастроли‬ ‪#‎ульяновск‬ ‪#‎пегова‬ ‪#‎сексте‬ ‪#‎усольцев‬ ‪#‎карбаускис‬ ‪#‎театртабакова‬ ‪#‎золотаямаска‬

Almas: О МУЖЕСТВЕ БЕСПРЕРЫВНОГО СЧАСТЬЯ Статья Татьяны Сецко по мотивам спектакля театра-студии О. Табакова “Рассказ о счастливой Москве”: "Кажется, поступая в Академию искусств, многие из нас мечтали именно о таком театре. Не обязательно любили, нет, может быть, и вовсе не знали, но на каком-то уровне, видимо, через черно-белый экран советских фильмов вместе с вопрошанием “Отчего люди не летают так, как птицы?” усвоили эту тягу к “настоящему”, которое возможно только на сцене. Мы накрепко попали в зону влияния фантазмов и какое-то время действительно носили на занятия по сценической речи революционные монологи или, напротив, что-то щемящее, о первом посещении городской филармонии. Это уже потом возникли неразрешимо тревожные ощущения. Потом. Изнутри утопия непрозрачна: мифу верить приятно, а не следовать — невозможно. Он, не оставляя просветов, заполняет всё пространство, делает мысли чеканными и звонкими. А развенчание встречает нас в виде зияющей дыры, и ее, сколько ни улыбайся от отчаяния, игнорировать нельзя. Спектакль театра-студии Олега Табакова, бесспорно, про Москву 30-х, тяжело дышащее тело советской иллюзии, но и про нас сегодняшних, очарованных тем или иным мифом, про нас, желающих сейчас же перекроить мир — сделать его лучше и пронзительнее. Незавершенный роман Андрея Платонова “Счастливая Москва” долгое время оставался неизвестным, пока дочь писателя Мария не восстановила рукопись 1933–1936 годов. Надо сказать, 1930-е для Платонова начались с того, что после выхода повести “Впрок” Сталин назвал его вражеской сволочью и певцом “дураков и юродивых”. За этим последовало пятилетнее отсутствие публикаций и попытка “исправиться”, однако, к нашему счастью, “гениальная кривизна взгляда и стиля” осталась с автором навсегда [1]. “Счастливая Москва” — рассказ о девушке невероятных устремлений и сердечной широты, мечтавшей больше всего о счастье, но так его и не получившей. “Счастливая Москва” Платонова начинается с учащенного дыхания, выстрела и бедного грустного крика. Так, скучный сон поздней осени сменяется Октябрьской революцией. Москва Ивановна Честнова (И. Пегова) встречает ее, как и полагается юному сердцу тех времен, с предвкушением прекрасного и в своем рассказе о грядущей жизни пишет: “Нас учат теперь уму, а ум в голове, снаружи ничего нет. Надо жить по правде с трудом, я хочу жить будущей жизнью, пускай будет печенье, варенье, конфеты и можно всегда гулять в поле мимо деревьев. А то я жить не буду, если так, мне не хочется от настроения. Мне хочется жить обыкновенно со счастьем. Вдобавок нечего сказать”. Это внезапно напоминает, как Анна, младшая дочь Зигмунда Фрейда, пробывшая день на голодной диете, сквозь сонную ночь “возбужденно кричала: Анна Фрейд, земляника, клубника, яичница, кисель. Она употребила тогда свое имя, чтобы выразить вступление во владение” [2]. Москва Ивановна Честнова и мыслить не могла о собственности, и думать не решалась о голоде. Замещая всё это одурью Великой Мечты, она начала “бессознательно искать дорогу в свое будущее, в счастливую тесноту людей”, где, конечно, ждала “еще таинственная, но высокая судьба”. “Счастливая Москва” режиссуры Миндаугаса Карбаускиса начинается на кладбище, где по номеркам выдают серые души. Стилизованные под кресты гардеробные вешалки, погребенная серость шинелей, стойка с радиолой и букетом красных гвоздик на ней — вот, собственно, и вся жизненная декорация. Точная строгость сценографии задает тон и траекторию бытия. В начале спектакля с этим мрачным фоном контрастирует неистовая страсть героев. Хирург Самбикин (Е. Миллер) занят поиском бессмертия в “пустоте кишок”, изобретатель Сарториус (И. Шибанов) обещает ее, эту пустоту, заполнить, ударник Божко (А. Усольцев), владеющий эсперанто и переписывающийся с половиной мира, “скромно и с участием” предрекает: “Лет через пять-шесть у нас хлеба и культурных удобств образуется громадное количество, и весь миллиард трудящихся на пяти шестых земли, взяв семьи, может приехать к нам жить навеки, а капитализм пусть остается пустым, если там не наступит революция. Обрати внимание на Великий Океан, ты живешь на его берегу, там плывут иногда советские корабли, это — мы. Привет”. Попытки скрыть Нехватку превращаются в болезненный бред пылких речей, в отчаянность горящих глаз. Из сцены в сцену герои как заклинание повторяют слова о том, какое прекрасное будущее ждет всех впереди, нужно только подождать, чуть больше верить и много трудиться. Постановка настолько верна и внимательна, актерское исполнение настолько совершенно, что, вырываясь на мгновение из тела спектакля, осознавая себя в зрительном зале, думаешь даже не профессиональное “как”, а общечеловеческое “что они делают?”. Мы, знающие финал советского мифа, видим на сцене утопию и антиутопию одновременно и вздрагиваем от понимания того, как одинаково они работают, какой безвоздушный монолит создают. Москва, которая в начале истории горела алой роскошью и вслушивалась в гул нового мира, к концу спектакля угасла, “розовая чистота и цветущие пространства ее тела” поистрепались. Утопия затягивает, поглощает людей, съедает их целиком. После остается лишь серое пальто в общественном гардеробе: “Мне жалко чего-то… Сколько я ни живу, а жизнь со мной никак не сбывается, как я хочу”. “Рассказ о счастливой Москве” показал, каким образом в рамках предельно традиционного психологического театра можно тонко и точно работать с коллективной памятью и травмой. Помимо прочего, он заставил вспомнить давно лишенное у нас смысла понятие актерской и режиссерской “школы”. Спектакль невероятным образом распорол стянутые легким стежком реалии и оставил в накаленном воздухе вопрошающий звон — “шепоты и крики” театрального сообщества. Когда актеры беларусских театров смотрят эту постановку, что они думают о своем месте работы? Что приходит в голову студентам, предполагают ли они, что вот уже совсем скоро будут стоять на сцене и делать “точно такое и так же хорошо”? Светятся их глаза отчаянием или радостным предвкушением счастья? А также, напротив, что беспокоит тех, кто “здесь и сейчас” работает над тем, чтобы этот — театральный, да и в целом — мир переустроить? Текст Платонова намного шире деконструкции непосредственно советского мифа. Он говорит с нами про ускользающую жизнь, которая расплескивается в разные стороны так, что порою к финалу мы приходим с пустыми руками, оставляя за собой тонкий след утраченных иллюзий: “Вот какой ты, мир, на самом деле! — думала нечаянно Москва Честнова, исчезая сквозь сумрак тумана вниз. — Ты мягкий, только когда тебя не трогаешь!” * * * Послесловие Спектакль закончился, но платоновское “светящееся воодушевление” преследовало меня и на следующий день, когда в мусоре трамвайной остановки я нашла тетрадные страницы с детским почерком. Там девочки-третьеклассницы, как и Москва Ивановна Честнова когда-то, писали школьное письмо о своей будущей жизни. Хотели, конечно, счастья. И выглядело оно примерно так: (см.фото) Эта находка вызвала восторженное беспокойство. И захотелось вдруг сказать: “Всё у вас получится, девочки! Аня, через двадцать лет ты будешь изумительная. Оля, да, всё, как ты писала, всё сложится. Маша, а ты, конечно, высокая и богатая счастьем”. Всё будет именно так! Это пока “человек еще не научился мужеству беспрерывного счастья — только учится”, но через двадцать лет мы постараемся с этим справиться, мы будем очень трудиться, терпеть и верить… Фотографии предоставлены пресс-службой Форума “ТЕАРТ”. Авторство: Наталия Кашевская Источник: http://ziernie-performa.net/blog/2014/10/20/o-muzhestve-bespreryvnogo-schastya/ * Фото с показа спектакля в Минске 16 октября 2014 в рамках Международного форума театрального искусства “ТЕАРТ”

Almas: По мнению портала "Культура Москвы" спектакль "Рассказ о счастливой Москве" в десятке ярких и умных спектаклей, заслуживающих особого внимания... "Один из главных хитов «Табакерки» — трагический спектакль Миндаугаса Карбаускиса по малоизвестной прозе Андрея Платонова о том, как призрачны мечты о всеобщем, одинаковом для всех счастье. Девушку по имени Москва, мечтающую обогреть весь советский народ, страстно играет Ирина Пегова. Красавица в красном платье на фоне серых безликих масс, она быстро «спотыкается» о правду жизни и некрасиво гибнет. Философский этюд в совершенном исполнении — абсолютный must see. Спектакль — обладатель «Золотой маски» сразу в двух номинациях: «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая женская роль». Возрастное ограничение: 12+ 7 ноября Театр под руководством О. Табакова" Ближайшие даты исполнения: 7 ноября и 2 декабря" http://cult.mos.ru/reviews/10-luchshikh-spektakley-noyabrya/ ‪#‎АндрейПлатонов‬ ‪#‎Табакерка‬ ‪#‎МиндаугасКарбаускис‬ ‪#‎РассказосчастливойМоскве‬ ‪#‎ИринаПегова‬ ‪#‎mustsee‬ ‪#‎ЗолотаяМаска‬ ‪#‎ТеатрТабакова‬

Almas: 9 января спектакль "Рассказ о счастливой Москве" сыграли в городе Выкса. *фото Театра Табакова



полная версия страницы